Главная » Статьи » Статьи о творчестве

...И В ГОРЕ И В РАДОСТИ
Трудности жизни одинаковы для всех. Но в наибольшей степени они тягостны для людей творческой судьбы. Мир фантазии и надежды, мир идеального не сочетается с тем грубым и тяжелым,что Н.В. Гоголь называл «изнанкой жизни». Поэтому очень многими людьми искусства любое препятствие преодолевается с трудом. Оно гнетет, отвлекает от творчества. Но есть и другие. Те, кому талант и жизненная стойкость даны, как кажется, самой судьбой, отметившей, выбравшей их своим безошибочным взглядом. Возникшая преграда собирает, сплачивает их волю. Трудности лишь закаляют характер, а жажда творчества не может смириться с появившимися помехами. Для подобных людей есть лишь один исход в борьбе — победа. И они побеждают. Подобное ощущение рождается у меня тогда, когда я встречаюсь с художником Евгением Ромашко, вижу его работы. Мягкий по характеру,чуждый внешней публичности,он склонен в живописи к лирическому переживанию пейзажного мотива. Однако художник вовсе не тот «тихий лирик», какими привыкли воспринимать некоторых живописцев. Очень собранный внутренне, работоспособный, Евгений Ромашко предпочитает не покоряться обстоятельствам. Ему не присущ задор спорщика, но свои творческие убеждения он готов отстаивать всегда. Только не разговором и спором, а делом — перед мольбертом, с кистью в руках. Евгений со всей влюбленностью молодости предан пейзажной живописи. Среди его творческих маршрутов главенствуют Москва и Подмосковье. При этом он восхищается не только обликом и чертами столицы древней, но всматривается в тот облик города, который возник с эпохи «сталинских» высотных домов. Не менее интересны ему тихие улочки Суздаля, величавая архитектурная регулярность петербургских улиц, ласковая солнечность крымских долин. С искренним волнением всматривался молодой мастер в те шедевры зодчества Западной Европы, которые в годы учебы в Строгановском училище были знакомы ему лишь по слайдам на лекциях о культуре Италии, Франции, Голландии, Бельгии. Это разнообразие впечатлений отразилось в целом ряде произведений, которые со временем сложились в подобие тематических циклов (по Подмосковью и Москве, по России, заграничные впечатления). Разумеется, живописца менее всего волнует обязательная «полнота» такой тематики. Более интересны и важны задачи образные, цветовые, творческие. Разумеется, не всё удается. Первые работы отличались цветовой жесткостью, некоторой сбивчивостью и приблизительностью мазка. Однако год за годом шел (и продолжается сегодня) процесс художественного самовоспитания живописца. Розовое свечение утреннего солнца, тихая музыка густеющих теней вечернего летнего дня, шумный праздник краткого июньского ливня, влажные токи воздуха над укрытой ивами речной водой — кто не восхищался подобными мотивами? И кто не ощущал всю трудность в раскрытии, отображении таких состояний природы? Евгений раз за разом стремится реализовать в красках то чудесное и неуловимое, чем всегда пленяет природа. Не удалось сегодня? Надо работать, чтобы удалось завтра! В этом движении по выбранному пути огромный подарок дала судьба. Тем, что молодой живописец оказался среди своих коллег-художников в Московской государственной специализированной школе акварели С.Н. Андрияки. Здесь одинаково важны и дружеский совет самого Сергея Андрияки — опытного, талантливого и зрелого мастера, и подсказка друзей, коллег по педагогическому коллективу. Сегодня Евгений Ромашко решает в своем творчестве те задачи, которые жизнь ставит перед любым серьезно работающим мастером. Это живопись тончайшими оттенками цвета, энергичный контраст теплых и холодных красочных созвучий, соединение в единой гармонии законов света, тени, живой музыки рефлексов. «Майский день», «На Рузе», «Огород на даче под Запорожьем», «Осенняя элегия» «Мельница в Горенхеме в Голландии» — в этих и других произведениях отражены не только заинтересовавшие его пейзажные мотивы. Художнику важнее проникновение в природный образ, раскрытие в пейзаже переживаний и чувств современного человека. Разумеется, красота живописи, эмоциональное переживание мира всегда хороши и сами по себе. Более значительно, если картина, акварель вызывают у зрителя раздумье о цели человеческой жизни, хрупкой ценности окружающего нас мира. Как важно, чтобы увиденный пейзажный образ рождал ощущение сопричастности со всем окружающим миром, со всей историей и жизнью народа и Родины. Ведь только ей мы должны быть верны всегда — в творчестве, в горе, в радости. Не пейзаж, но образ Родины стремится выявить живописец на своих холстах. Возможно, он не однажды будет переживать свое несовершенство перед той творческой задачей, которую поставил перед собой. Но это удел каждого, кто выбрал судьбу художника. Опыт народа говорит — дорогу осилит идущий.

Владимир Погодин
искусствовед
| Автор: В. Погодин