Главная » Статьи » Статьи о творчестве

О художнике (II)

Соприкосновение с природой

Доминантой творчества Ромашко является пейзаж. В первую очередь это природа в своем изначальном облике, не затронутом последними веяниями цивилизации. Художника интересуют разные времена года, разные состояния дня. Любая перемена в природном ландшафте привлекает его внимание, волнует и радует. Этой радостью он охотно делится со зрителем, утверждая неисчерпаемую красоту зримого мира, богатство ее проявлений. 
В пейзажных работах Ромашко, как правило, доминирует камерное начало. Художник тяготеет к созерцательности, его пейзажные мотивы овеяны тишиной и покоем. В произведениях живописца чаще всего находят отражения те природные состояния, для которых характерно неяркое ровное освещение. В них звучат глубоко лирические интонации. В основном его пейзажи выдержаны в небольшом формате и посвящены не столько величию природы и эпическому размаху, сколько особой одухотворенности и просветленности. 

Пейзажи Ромашко — это пейзажи настроения, тесно связанные с внутренним миром человека. Основным условием создания такого пейзажа является поэтическая трансформация. Произведения художника отображают привычные повседневные мотивы, будто заново увиденные и переданные с особым восторженно-трепетным чувством. 
В основе изображения лежит натурное наблюдение, которое неизменно ведет к переосмыслению роли этюда и развитию пленэрного видения. Происходит как бы смещение строгих границ между категориями этюда и картины, что, в свою очередь, обусловливает, особенно в недавних по времени работах, динамичную и свободную этюдную манеру письма, сохраняющую непосредственность восприятия. Уменьшается формат произведения,предпочтение отдается картинам малого и среднего размера. Происходят изменения и в подходе к композиции, которая приобретает определенную «кадровость». Это позволяет оживить изображение, придать композиции характер выхваченного из реальности фрагмента. К тому же приобретает распространение принцип некоторого сближения задних планов как следствие зрительного впечатления единой световоздушной среды. 

В зависимости от времени года меняется и творческая стилистика. Изображая зиму, Ромашко прибегает к более графичной и сдержанной манере письма — на белый фон снегов ложатся причудливые сплетения тончайших ветвей и оголенных деревьев. Сквозь эту ажурную преграду любуется зритель на тихий покой уснувшей до нового весеннего пробуждения земли, укрытой белоснежным покровом. Таков образ зимы в ряде пейзажей Ромашко, созданных в 1997 году. Это Зима в Подмосковье. Радонеж, Зима, Заброшенный храм, Январь. В работах, отображающих разные циклы в жизни природы, художник следует давней традиции русского искусства, которая заключается в непрестанном наблюдении за изменениями в состоянии природы. Для того чтобы лучше понять, о какой именно традиции идет речь, достаточно вспомнить великого живописца А.К. Саврасова, основой творческого и педагогического метода которого была работа на натуре,где проникновение в живую ткань природы и изучение ее законов могли быть наиболее полными и полезными. «С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни, — вспоминал один из учеников Саврасова Сергей Глаголь. — Расцветал дуб, и Саврасов взволнованный вбегал в мастерскую, возвещал об этом, как о целом событии, и уводил с собою молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля». Это подлинно творческая атмосфера поддерживала искреннее отношение учеников к искусству. Благодаря этому московская школа пейзажа достигла своего расцвета в 1880 — 1890-е годы и сохранила доминирующее положение в системе жанров на протяжении всех последующих лет развития русской живописи. Тогда же в пейзажном искусстве сформировалось особое направление — лирический национальный пейзаж, для которого характерен сплав романтической традиции и реалистического видения. Характерные черты этого направления можно встретить и в современном искусстве. Ромашко принадлежит к тем, кто в своем творчестве придерживается именно этого направления, но в современной, несколько измененной в ходе развития искусства форме. Так, не случайно открытый драматизм романтического пейзажа ХIХ века с течением времени сменился спокойной созерцательностью в трактовке изображения. В работах современных пейзажистов, к которым принадлежит Евгений Ромашко, доминирует простота, выраженная в далеких от внешней эффектности уголках природы, желание передать их тихое очарование и непритязательную скромную красоту. 

Вот почему в связи с пейзажами Ромашко можно говорить о продолжении возникшей в конце ХIХ — начале ХХ века тенденции слияния этюда с картиной, о чем уже упоминалось выше. Этюд в данном случае воспринимается как форма, лучше всего подходящая для передачи бесценной ясности и свежести первого впечатления. Этюдная манера письма также намного больше соответствует темпу времени, его переменчивому и стремительному течению. Можно вспомнить, что этюд как самостоятельная и полноценная форма живописи стал утверждать свои права именно с приходом нового времени и сопутствующим ему развитием технического прогресса, изменившего динамику жизни в целом.

Важным импульсом к созданию пейзажа для Ромашко является не что иное, как эмоциональная наполненность видимого образа. Главное для него заключается в сознании непреходящей ценности каждой встречи с окружающим миром. Своеобразие пейзажного вида, его определенного настроения, угаданного, почувствованного художником, становится первоначалом, исходной точкой творческого процесса. 

Традиционное включение в пейзаж образов архитектуры нередко встречается в произведениях Ромашко. В сельских пейзажах это деревянные избы или православные храмы — архитектура, гармонично слитая с русской природой, ставшая естественной частью ее спокойной, полной достоинства красоты. Художник не боится показаться банальным, ведь его обращение к классическому образу русской живописи — пейзажу с храмомсвязано с искренним убеждением в его актуальности, важности для понимания национального характера, исторического пути, прошлого, настоящего и будущего страны.

В одном из своих недавних пейзажей Ромашко изображает улицу с целым рядом деревянных изб, за которыми светлой стеной поднимаются церковные постройки, белоснежные, с горящими на солнце куполами. Композиция обретает как бы второе символическое значение — избы как олицетворение исконной русской жизни, не всегда устроенной, не всегда изобильной, а за ней — светлые храмы как надежда и зашита, как образ светлых сил, вселяющих уверенность в неизбежной победе добра и любви. 

Жизнь любого удаленного от города монастыря, обители протекает в тесной взаимосвязи с жизнью природы, ее циклами, ее характером. Для людей, избравших путь духовного совершенства, природа выступает не только кормилицей, она защищает, питает и поддерживает человека в его внутренних поисках, даруя возможность обрести душевное равновесие, спокойствие и просветление. Являясь созданием Творца, природа несет в себе не только неисчерпаемую жизнеутверждающую силу, но и просветляющую, укрепляющую дух красоту. Именно такой образ природы стремились утвердить в своем искусстве выдающиеся русские мастера прошлого. Такое понимание стало ориентиром в искусстве для тех художников новых поколений, которые считают традицию не просто формообразующим началом, а основой мировоззрения, системой творческих убеждений. 
Претворяя идею духовной красоты в пейзажных образах, Ромашко, как представитель своего поколения, не замыкается в пределах одной страны. Его художественная философия основана на вдумчивом созерцании. Оказываясь в тех или иных местах, художник стремится прежде всего почувствовать и понять суть окружающих его зримых образов. Взаимоотношения природы и человека, даже при отсутствии последнего на холсте, играют для Ромашко особую роль. Ему далеко не безразлично то, как протекает взаимодействие мира и человека, как бы получившего этот мир в наследство от Создателя. Так, в небольшом пейзаже голландской серии Колье-мельница (2000) перед зрителем возникает простой, ясный и вместе с тем необычайно трогательный пример такого сосуществования. Тихо и умиротворенно журчит вода, выбиваясь из-под деревянного мельничного колеса. Мягкий солнечный свет заливает окрестности золотистым сиянием, отражаясь от поверхности воды, согревая черепичные крыши построек, траву на берегу. Вслед за художником зритель обнаруживает для себя этот тихий уголок, который существует вне отдельно взятой страны, вне времени, напоминая нам о необходимости ценить красоту земного мира в самых, как кажется, скромных ее проявлениях. Радоваться благоденствию, которое дарит нам теплый день, лучи согревающего солнца, прозрачная вода и собственное желание созидать что-либо на благо существующему миру, приумножать гармонию и научиться ценить каждую минуту жизни в материнских объятиях заботливой кормилицы-природы. 

Теплый золотистый цвет — своеобразная визитная карточка многих пейзажей Ромашко. Солнечный свет, льющийся с небес, осеняет земной мир. Отталкиваясь от пленэрных наблюдений за световоздушной средой, художник переходит к ассоциациям мистического характера, создавая на холсте картину мира, озаренного любовью Творца. Золотой свет разливается по равнине в пейзаже Летний вечер. Суздаль (2001), уводя взгляд зрителя к миниатюрному силуэту белоснежной церкви. Золотые блики солнца, проникающего сквозь листву высоких деревьев, бегут по дорожке и зеленой траве газона, поднимаются на невысокую светлую стену постройки в картине Беседка Патриарха (2000). В пейзаже Лето (1997) перед зрителем простираются медовые дали, напоминающие о том, что ни с чем не сравнимое ощущение безграничного простора можно испытать далеко не в каждом уголке мира. Обилие оттенков золотого художник демонстрирует в другой своей замечательной работе — Огород на даче под Запорожьем (1998). Относительно небольшая по размерам, она вмещает в себя все многообразие летнего цветения и буйства трав. Экспрессия мазка и богатство цветопередачи характеризуют этот пейзаж — фрагмент богатой запорожской природы. И здесь не обходится без маленьких символов солнца — стройных желтых подсолнухов, заинтересованно и открыто взирающих на зрителя. 

Несколько иным предстает в работах Ромашко образ золотой осени. По тому, как трактует художник это время года, можно догадаться, что по своему состоянию и настроению осень неразрывно связана для него с холодной зимой. Суше становится манера письма, в формообразовании вновь начинает доминировать линеарный подход. На смену жизнерадостному восприятию летней природы приходит элегическая сдержанность. В работах появляются несколько неожиданные для художника мотивы, связанные с парковым искусством, в частности парковой скульптурой. Напоенный туманом прохладный воздух поднимается от воды, темные силуэты деревьев образуют сумрачный чертог, в его глубине возникает, мерцая призрачной белизной, мраморная фигура сидящей на невысоком пьедестале девушки. Такова Осенняя элегия (1997). В ней находит отражение печальная суть осени — увядание прекрасной природы и предчувствие долгого зимнего плена. Другая, более ранняя работа художника, близкая по характеру и манере исполнения первой, носит название Скульптура в парке (1995). Белые силуэты скульптур предстают будто вестники холодной зимы, контрастируя с золотым покровом, сотканным природой из опавших листьев. 

Как известно, в истории русского пейзажного искусства выделяются как бы две линии, характеризующие различные, в зависимости от мировосприятия, подходы к изображению. Примером для первой, условно говоря, субъективной линии, может послужить творчество Куприна, Петровичева, Бялыницкого-Бирули и других мастеров, которым свойственно было находить удачные сочетания красок и повторять их в целом ряде произведений как некий удачно обретенный прием. Вторая линия, более объективная, объединила такие имена, как Серов, Левитан,Жуковский, С. Герасимов. Эти мастера никогда не стремились к выработке универсального колористического приема, полагая, что в природе точных повторений не бывает и каждый отдельно взятый момент из ее жизни наполнен множеством переменчивых нюансов. Анализируя творчество нашего современника, можно предположить, что в его пейзажном творчестве находит выражение скорее объективная линия, о чем особенно ярко свидетельствуют более поздние по времени работы художника. 

В работах Ромашко, выполненных в 2004 — 2005 годах, можно заметить некоторые изменения в подходе к созданию образа, к его живописной структуре. И это вполне естественное и легко объяснимое явление, ведь, как известно, самым незаменимым подспорьем таланту служит практика, обыкновенная работа. Накопленный по мере активной работы опыт делает манеру художника более свободной и раскованной. По-прежнему сильной стороной искусства Ромашко остается умение строить сбалансированную и цельную композицию. Даже совсем небольшие по размеру работы имеют четкое и рациональное построение, несмотря на уже упоминавшуюся связь с картиной-этюдом. Вместе с тем цветовые решения произведений становятся более насыщенными и яркими, краска покрывает холст динамичными пастозными мазками. Художник стремится усилить в своих работах звучность цвета, активизировать колорит. 

В то же время среди работ последних лет встречаются пейзажи, в которых отчетливо прослеживаются интерес и способность художника к решению сложных колористических задач, например с участием серого цвета. Умение, которое всегда характеризует уровень мастерства живописца. Таков осенний вид с изображением поля, оголенных деревьев и одиноко стоящих столбов. Простой незамысловатый мотив решен необычайно красиво и тонко — неброское звучание серовато-жемчужных оттенков неба гармонично соединяется с цветом желтовато-охристой травы. Картина овеяна влажным дыханием мокрой остывающей земли, прохладой поздней осени. В результате рождается образ пронзительный и лиричный, наполненный грустью ушедшего лета. 

Сказанное в отношении оттенков серого цвета также относится к другой картине Ромашко Железнодорожный вокзал в городе Запорожье (2005). Конечно, это не природный мотив, а городской пейзаж, уголок родного города художника. Но созданный им живописный образ, именно живописный, при всей трудности поставленной творческой задачи является ярким свидетельством того, что художник не стремится к внешней эффектности сюжета. Главным для него является именно возможность испытать свои силы, и чем сложнее препятствие, тем интереснее его преодолевать. Балансируя на грани двух основных цветов — серого и коричневого, художник создает выразительный и емкий живописный образ, жизненный и полнокровный. Казалось бы, автор мог выбрать яркий день, полный декоративных деталей. Вопреки логике художник пишет площадь унылым пасмурным днем. Но для тех, кто истинно увлечен искусством и стремится обрести подлинное мастерство, сложность задачи напрямую связана с возможностью подняться еще на одну ступень и сделать еще один шаг в освоении непростой профессии живописца. 

В отношении выбора мотива Ромашко все чаще обращается к сложным пограничным состояниям природы — ранняя весна, поздняя осень. Передать такое состояние — нелегкая задача для живописца, ведь переход от одного времени года к другому содержит в себе множество едва уловимых нюансов. Необходимо иметь высокий профессиональный уровень для того, чтобы суметь наполнить художественный образ тончайшими цветовыми переходами, рефлексами и той особой атмосферой, которую легко почувствовать, но трудно описать словами. Произведения Ромашко отличает сложная и красивая цветовая текстура, будто сотканная из ярких и трепетных движений кисти. 

Кроме всего, в созданных совсем недавно работах художника появилось нечто принципиально новое по отношению к более раннему периоду его творчества, а именно эпические черты в характере пейзажа. В композиции все чаще и решительнее находит проявление панорамное видение, которое акцентирует внимание зрителя на бескрайнем пространстве. Полна спокойствия и сдержанного величия панорама реки в пейзаже Березка (2004), над водной поверхностью плывут влажные осенние облака, а на фоне ослепительно лазурного неба вспыхивает золотым фейерверком листва стройной молодой березы, И здесь, как во многих других работах того же периода, можно наблюдать динамичную, широкую манеру письма.

Цвет дается локально, в основе живописного решения игра контрастов. Доминирующие на холсте холодные краски усиливают ощущение свежести и прохлады осеннего дня. Активный сполох горячего золота на первом плане — живописный прием, с помощью которого художник также расставляет композиционные акценты и приковывает внимание зрителя к центру картины, завораживая красотой осенней природы.

Размышления о Москве

Проникновенные образы природы, как было уже сказано, соседствуют в искусстве Евгения Ромашко с городским пейзажем, который привлекает внимание художника ничуть не меньше, чем удаленные от суетливой жизни мегаполиса ландшафты. И все же совершенно особой областью в творчестве Ромашко стала тема Москвы. Не будучи уроженцем этого славного города, но однажды оказавшись в нем, художник проникся к неповторимой московской атмосфере искренним чувством симпатии, а спустя годы, проведенные в столице, привязался к ней всем сердцем. Об этом открыто свидетельствуют работы Ромашко, посвященные Москве и ее заповедным, овеянным историей местам. В отличие от коренных москвичей, привыкших со снисходительным сожалением относиться к любым высоким зданиям в городском ландшафте, Ромашко, лишенный предубеждений, с восторгом воспринял сталинские высотки и воспел их в своих работах. Во многом он сохранил о них еще первое детское впечатление, когда испытал ощущение встречи с чем-то необычайно грандиозным. И здесь также не обошлось без присущего художнику романтического отношения к окружающему миру, ведь символы утопической философии и тоталитарного режима в городских пейзажах Ромашко значительно больше напоминают старинные волшебные замки из сказок Шарля Перро. Их силуэты возвышаются над городом, растворяясь в туманной дали, привлекая и завораживая. Они таинственны, молчаливы и притягательны. В облике этих зданий нашла свое отражение целая эпоха, ушедшая в никуда. Они раскрывают для нас, ныне живущих, страницу из древней истории о человеческих страстях и устремлениях. Прав художник, воспринимающий Москву переулков и одноэтажных особняков и Москву проспектов и сталинского ампира как единое целое. Город пережил не одно столетие. Он постоянно менялся, жил насыщенной, подчас драматической жизнью. И каждое изменение в нем, каждая новая черта — не что иное, как часть его судьбы и жизни людей его населяющих.

В трактовке образа Москвы Ромашко проявил себя необычайно чутким художником, сумевшим проникнуть в таинственную сущность города во многом благодаря своей искренности и заинтересованному вниманию к жизни столицы, ее характерным особенностям и чертам. «Я много лет пишу Москву, — говорит живописец, — как мне кажется, именно мою Москву. Очень нравится писать Кремль, храм Василия Блаженного. Кое-кто говорит, что это избито и открыточно, но, может быть, оттого, что я родился в провинции, столица меня до сих пор поражает. Поэтому переносить на холст древние стены, башни — это для меня одно удовольствие, в красоте исторической архитектуры я вижу образ нашей страны, ее величие». 

И действительно,являясь художником и находясь в Москве, почти невозможно удержаться, чтобы не изобразить панораму Московского Кремля. Живописный архитектурный комплекс будто сам просится на холст, подсказывает композицию, удачную с любой точки зрения, манит эффектным сочетанием красно-кирпичных стен с белоснежным обликом колокольни и соборов, золотыми главами, устремленными в голубую вышину. В композиции Московский Кремль (2000) Ромашко смело осуществляет обращение к столь часто воспроизводимому в истории живописи мотиву и ничуть не проигрывает. Созданный им живописный образ по-своему раскрывает величие и гармоническое единство разностильных построек, ставших отражением разных временных эпох. Древний Кремль предстает в естественном окружении современности, которая сама по себе соткана из противоречивых фрагментов прошлого и настоящего. 

Художник пишет Москву ярким солнечным днем или окутанную ночной темнотой. Многоликие образы города наполнены любовью и симпатией автора живописных работ. Маленькие, извилистые, столь характерные для старой Москвы переулки складываются в особую серию, в которой каждый, кто привязан к столице всем сердцем, найдет что-то близкое, понятное и родное. Вот Кадашевский переулок, подтаявший снег, влажный тротуар, на котором припаркованы автомобили — неизменный атрибут наших дней, с которым творцы прекрасного давно смирились, одинокие фигуры прохожих и надо всем этим светло-серебристое облачное небо и свежий запах приближающейся весны. 

Изображая Москву, Ромашко применяет свободную пастозную манеру письма, и это далеко не случайный ход, обусловленный неповторимым характером города, пестрого, оживленного и многолюдного. Вспомним известные ассоциации городов с различными видами искусства, по которым Петербург предстает в графическом образе, а Москва в живописном. Проходят годы, но душа старинного города остается неизменной. И это наблюдение художник стремится донести до зрителя всеми доступными способами. В пейзажах Ромашко московского цикла доминирующую роль начинают играть цветовые сочетания, колорит. Линия как бы отходит на второй план, становясь вспомогательным элементом в построении образа, подчиняясь общему цветовому решению. Город предстает перед зрителем подвижным организмом, в котором все — от воздушного потока до незыблемого архитектурного строения — живет и чувствует. Художник убежден, что нет ничего более увлекательного, чем маленькие ежедневные открытия, которые можно совершить, если попытаться взглянуть на привычные вещи свежим взглядом. Москва, архитектурное своеобразие которой не вызывает сомнений, является неисчерпаемым источником впечатлений. Люди спешат по делам, погруженные в свои мысли, пробегают мимо особняков, скульптур, кованых оград, не удостаивая их взглядом, ведь они кажутся им такими привычными и знакомыми. Художник стремится компенсировать подчас несправедливо безразличное отношение к красоте и очарованию города, призывая зрителя остановиться и с добрым интересом заглянуть в его таинственную жизнь.

Каждому городу присуще свое неповторимое лицо. Однако ввиду современных архитектурных тенденций мегаполисы разных стран становятся похожими друг на друга. Это связано с общностью технологий и новых материалов для строительства, которые, возникнув в какой-либо одной стране, быстро становятся международным достоянием взаимопроникновение ноу-хау в наши дни достигло необычайного уровня. Поэтому сегодня своеобразие каждого городского центра определяется в основном памятниками его истории. Это не только архитектура различных стилей и эпох, но и целая гамма неповторимых деталей, в которых, как в зеркале вечности, отражается душа города. Подчас заметить эти детали способен лишь художник, который по определению является созерцателем и вдумчиво относится к тому, что предстает его взору. 

Вот в глубине залитого солнцем переулка на фоне ясного неба вдруг возникает странное видение корабль со стоящей у штурвала фигурой, ветер раздувает паруса, на мачте трепещет золотой стяг. Небольшой пейзаж Московский мотив (1999) посвящен взаимодействию городской скульптуры с архитектурным ландшафтом. Скульптура современная, а ландшафт старинный. Внимательный взгляд художника обнаруживает необычный ракурс — вид на известный монумент Петру Первому со стороны улицы Остоженки. Чем не открытие? Ведь стоит только выйти из дома или офиса и пройтись по городу пешком, чтобы понять, как много интересного происходит на его улицах, а какие загадочные обитатели затаились в тени деревьев, маленьких переулках и скверах в ожидании внимания к себе человека. Произведения искусства, и городская скульптура в частности, однажды войдя в мир, уже перестают принадлежать своим создателям. Они живут тихой жизнью в ожидании чувствующего и думающего зрителя, Они беззащитны, как дети, и бессмертны, как боги, эти произведения искусства. Они пришельцы из другого мира, и потому так нелепо вымещать на них земную ненависть к людям или идеям. 

В осеннем пейзаже Храм Христа Спасителя (1999), также небольшом по формату, но удивительно выразительном по цвету, золотые купола собора перекликаются с червонным золотом листвы деревьев, растущих на противоположном берегу Москвы-реки, а белый силуэт храма будто растворяется в окружающих его светлых облаках. 

В более поздней картине с изображением одной из красивейших церквей Москвы — храма Святителя Николая в Хамовниках, написанной в 2004 году, художник также сосредоточивается на передаче динамики архитектурных форм. Окружающий пейзаж дан лишь приблизительно и лишен детализации. С помощью этого приема живописец акцентирует внимание на центральном образе, которому и посвящена картина.
В работе Гагаринский переулок (1999) композиция как бы ведет взгляд зрителя через разные планы. Первое, что мы замечаем, — сугробы снега на переднем плане, затем взгляд уходит вглубь и попадает на залитые солнечным светом теплые стены домов, а далее, следуя возникшей на третьем плане вертикальной высотке,подобно птице,устремляется в бездонное весеннее небо. 

В картинах Ромашко город предстает, как правило, далеким от повседневной суеты. Это скорее город-умиротворение, город-тишина. Во многом такое впечатление достигается благодаря тому, что главная роль в композиции отводится архитектуре. Ее спокойной линеарно-объемной ритмике. Зритель видит Москву как бы во время неспешной прогулки, останавливаясь на набережных, сворачивая в удаленные от оживленных дорог переулки. 
Впрочем, в некоторых работах художник погружается в самый центр городской жизни, на заполненные машинами магистрали, но и в этом случае в композиции господствует архитектура как выражение некоего вневременного начала, напоминание о вечных ценностях, сотворенных человеком. Так, в картине Кутузовский проспект (2004) образуются как бы два уровня композиции — нижний, заполненный интенсивным движением «стального стада» машин, и верхний — залитый солнцем, сияющий ряд величественной столичной архитектуры, с высоты взирающей на нескончаемую уличную суету. 

Знакомство с искусством Ромашко не позволяет забывать, что перед нами произведения современного художника, который живет не в прошлом, а в самом сердце сегодняшнего дня. Он не устраняется от перемен, наблюдает их, воплощая свое индивидуальное понимание происходящего в работах. 

И вновь художник уводит нас в центр старого города, очаровывая уютом Бульварного кольца и заросших многолетними деревьями скверов. В пейзаже Гоголевский бульвар (2003) Ромашко создает выразительный образ зимней вечерней Москвы с особым присущим ей уютом и предчувствием сказки. Живописец поставил перед собой трудную задачу — передать сдержанный, почти монохромный колорит зимних сумерек и умело решил ее, оживив картину теплым светом четырех высоких уличных фонарей. Тех самых, со знаменитыми львами у основания. 

Главным чувством, отраженным в разных работах художника, является чувство искреннего восхищения от увиденного. Ромашко присуща редкая,но спасительная для души человека черта — умение удивляться, с восторгом принимать повседневное, находя в нем вдохновляющие приметы обновленного представления о жизни. 

Относительно недавно, а именно в 2005 году, Евгений Ромашко был приглашен преподавать на факультет архитектуры в крупнейшее в России высшее учебное заведениеМосковский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Факультет был создан несколько лет назад и является уникальным в своем роде направлением в деятельности прославленного российского вуза, содействующим подготовке особой специальности — архитектора-художника. 

Художественное образование сегодня по-прежнему вызывает большой интерес молодежи. Можно сказать, что в последнее время этот интерес даже усилился. Вместе с тем стали другими и студенты. Они, как правило, четко знают, чего хотят, зачастую имеют конкретные цели и стремятся узнать как можно больше. Они идут в ногу со временем, поэтому перед институтом встают новые проблемы. Педагогическая система должна развиваться, чтобы соответствовать потребностям современного художника. Не случайно в Суриковском институте появляются новые факультеты и специальности, руководство института стремится привлекать молодежь не только к учебе, но и к преподаванию. Как показывает имеющийся опыт, приход молодых художников заметно оживляет образовательный процесс, студенты не теряют интереса к учебе. Ведь молодежь — это, прежде всего, свежесть восприятия, их мышление лишено консерватизма и ближе сознанию студентов. Преподавая на новом факультете архитектуры, Евгений Ромашко стремится использовать уже имеющийся педагогический опыт, а такие его качества, как ответственность и организованность, безусловно, должны помочь ему успешно работать в сфере образования. 

Можно предположить также, что в еще одной сфере деятельности Евгения Ромашко немалую роль сыграет его безграничная любовь к искусству, пронесенная им через годы насыщенной творческой жизни и воплощенная во множестве замечательных произведений.

Послесловие

Можно сказать, что на сегодняшний день Евгений Ромашко является цельным сложившимся художником, уверенно заявляющим о своих предпочтениях в искусстве. Вместе с тем его требовательность к себе и активная творческая позиция вселяют в поклонников его искусства надежду на то, что в будущем художника ожидают новые неожиданные находки. На сегодняшний день за его плечами восемь персональных выставок, участие во многих коллективных выставках не только в России, но и за ее пределами, например, в Германии, Италии, Объединенных Арабских Эмиратах, государстве Оман. Работы художника находятся не только в многочисленных частных собраниях, но и в художественных музеях Плёса, Симферополя, Переславля-Залесского, Рязани, Челябинска, Ставрополя, Харбина, а также в художественном музее акварели города Мехико. Творчество Ромашко неизменно находит множество почитателей, людей, искренне заинтересованных в судьбе искусства, сознающих его неразрывную связь с судьбой человечества в целом. 

Очевидно, что современный мир может спасти только культура. Вот почему творческий человек, художник сегодня является ключевой фигурой. Предметный мир, который нас окружает, создан художниками. Жаль, что мы часто этого не осознаем или просто не задумываемся, а ведь это так. И мы должны поощрять приход в искусство новых людей. В наше время выбрать профессию художника — это смелый поступок, потому что никаких гарантий в материальном отношении не существует. Принято считать, что время энтузиазма прошло, но те, кто сегодня получает диплом художника, — настоящие энтузиасты. Евгений Ромашко в их числе. Его выбор был сделан в пользу живописи, причем живописи реалистической. Для него этот путь актуален и важен. И успехи, которых он достигает, внушают уверенность в том, что он не ошибся и его пример способен вдохновить молодежь, ведь мир, в котором нет художников, обречен на исчезновение. Вот что говорит о своем выборе и о своих поисках в искусстве сам Евгений Ромашко: 

«Я думаю, что художник — это тот человек, который в обычном видит необычное, в череде второстепенного он может увидеть главное и превратить его в образ. Как успешно тот или иной художник справляется с этой задачей, зависит от того, насколько он наделен талантом. Важнейшей задачей любого художника является попытка изобразительными средствами отразить божественную гармонию мироздания. 

Пейзаж в моем творчестве является основным жанром, так как мне кажется, что в изображении природы я могу наиболее полно раскрыть свои мысли и представления о мире души человеческой, о радостях и печалях, ее наполняющих. Пейзаж для меня — не просто фотографическая фиксация увиденного, это отражение на холсте моих собственных чувств и переживаний, моего миропонимания и мировосприятия, выраженного в форме, доступной для зрителя. Каждая моя новая работа — это обращение к эстетическому чувству человека, это разговор о прекрасном, светлом и удивительном мире, который каждый зритель видит, чувствует и носит в своей душе. Желание делиться этой радостью, не оставлять равнодушными своих современников и потомков является основой моего творчества, ради этого я работаю и живу». 

Характерной чертой художественной жизни начала ХХI века является полученное в наследство от предыдущего столетия одновременное сосуществование в изобразительном искусстве всевозможных течений, число которых все увеличивается. К сожалению, нередко в основе этого многообразия лежит не только стремление новых поколений художников решить волнующие творческие задачи, но и желание любыми способами продемонстрировать свою «оригинальность», В таких условиях проблема дальнейшей эволюции изобразительного искусства приобретает особую остроту и важность, ведь отсутствие нравственной основы в творчестве, так же как и отрицание накопленных веками средств образного выражения, ставит вопрос о дальнейшем его развитии. Именно поэтому огромное значение в наши дни приобретает сохранение традиций высокопрофессионального и духовно обогащенного творчества. Эти традиции никогда не умирали в русском искусстве, они живы и по сей день благодаря существованию реалистической школы, соединившей в себе художественные ценности искусства прошлого с творческими исканиями новых поколений художников, к числу которых принадлежит живописец Евгений Ромашко.

 

| Автор: Мария Вяжевич