Главная » Статьи » Статьи о творчестве |
О живописи Евгения Ромашко
«Запомните, свет и тень никогда не стоят на месте…» Джон Констебл В наше сложное время, с его головокружительными технологическими прорывами и несмолкающим информационным шумом, искусство, кажется, должно воспринимать все возникающие в этой связи социальные и культурные противоречия. Мы часто видим, как художник, стремясь отобразить мировоззрение современного человека, приходит к парадоксальным, подчас представляющим немалые трудности для восприятия формам – и заметим, что арсенал доступных в рамках искусства медиа к сегодняшнему дню оказывается как никогда ранее широк – рэди-мейд, инсталляция, перформанс, диджитал-арт и другие интерактивные мультимедийные проекты. Вряд ли еще даже полвека назад можно было мечтать о подобном богатстве в выборе технических возможностей. Но, с неподдельным интересом следя за развитием новейших форм творческого высказывания, мы порой ловим себя на желании найти в галереях и выставочных залах нечто, отмеченное живым и непосредственным взглядом на мир, позволить себе полюбоваться первозданной красотой дикой природы и благородным обликом старинных городов. Работы Е.В. Ромашко дают нам именно такую возможность. Евгений Викторович Ромашко – прежде всего живописец, а, как мы знаем, авторам, работающим сегодня в этой области, свойственно некоторое «стеснение», проистекающее из боязни показаться неактуальными. Ромашко смело принимает вызов времени, едва ли не с романтической пылкостью отстаивая место живописца в нынешней иерархии искусств. При этом главная область артистических интересов Евгений Викторовича – реалистический пейзаж – исключительно трудный жанр, хотя бы потому, что в нем успели поработать Дж. Констебл и Ш.-Ф. Добиньи, И. Левитан и К. Коровин, Э. Хоппер и Э. Уайет. Пейзаж в русском искусстве привлек столь многие таланты, что рискнувший попробовать на этом поле свои силы неминуемо будет сравниваться с Ф. Васильевым, А. Куинджи, Н. Рерихом, С. Герасимовым, Г. Нисским. Непросто выдержать испытание подобным соседством, непросто найти собственную тему, сформировать самостоятельный подход к уже разработанным сюжетам, обрести индивидуальные пластические приемы. Ромашко с удивительной легкостью, будто бы играючи справляется с этими задачами. Его авторское видение отличается подкупающей простотой и открытостью – художник не ищет экзотических сюжетов и не склонен поражать воображение аудитории поверхностными эффектами. Но нет здесь и заученных клише, школярского рутинерства – Ромашко всегда избегает штампов в выборе мотива, в организации колорита. Здесь можно говорить о следовании традициям без подражания - живописец демонстрирует знаточеское понимание французской колористической линии, русской пейзажной картины в трактовке мастеров «Союза русских художников» – и при всем этом в каждом самом незначительном этюде, в каждом своем мазке Ромашко всегда остается самобытным и оригинальным автором. Его ясное, оптимистичное, полное восторженного любования отношение к окружающему миру является убедительным ответом на общий дефицит прекрасного в сегодняшнем искусстве, а высочайшее исполнительское мастерство выгодно отличает его холсты на фоне переживающей, будем надеяться, временную депрофессионализацию отечественной живописи последних лет. Без всякого сомнения, на данный момент мы уже вправе говорить о Евгении Викторовиче Ромашко, находящемся сейчас в самом своем творческом расцвете, как об одном из важнейших представителей современного российского пейзажа, в полотнах которого реальность наших дней обретает мощную пластическую форму, впитавшую лучшие достижения мировых пейзажных школ за три последних столетия. Нельзя не порадоваться и тому, что своими знаниями и своим талантом художник щедро делится с молодым поколением в рамках своей педагогической деятельности на кафедре академической живописи Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, тем самым способствуя рождению новых блестящих имен в нашем искусстве. Кроме того, хотелось бы отметить сильную художественную традицию, унаследованную нашим мастером в стенах Строгановской Академии, которая готовится отметить в 2015 году свое 190-летие. С этим учебным заведением неразрывно связаны важные страницы в истории русского пейзажа – творчество Константина Коровина, преподававшего здесь и решительно обновившего русский пейзаж в конце XIX – начале XX века. Именно Коровин, один из талантливейших учеников А. Саврасова, не только продолжил саврасовскую традицию, но и преодолел ее, отказавшись от сложившегося в московской школе живописи той поры «пейзажа настроения», смело реализуя колористические достижения и открытия импрессионизма. Хорошо известно, что Коровин вошел в историю русского искусства как блестящий мастер живописного этюда, утвердив за ним достоинства самостоятельного произведения. «Этюдность» была возведена им в особое эстетическое качество, очаровавшее зрителя своей непосредственностью, «кадрированностью» композиции, своеобразной «прелестью незаконченности». Коровинская линия пейзажа стала одной из основных в обновившейся благодаря ему московской школе живописи, неслучайно эту линию унаследовали мастера «Союза русских художников», среди которых К. Юон, И. Грабарь, А. Рылов и многие другие. Примечательно, что первые, самые представительные выставки «союзников» были проведены в 1903-1907 годах именно в стенах Императорского Строгановского училища. Это же направление пейзажного жанра продолжил воспитанный в училище С. Герасимов, ставший одним из мэтров советского искусства, преподававший в Строгановке. Совершенствование мастерства Е.В. Ромашко продолжилось на «академических дачах», благодаря тесному творческому общению с такими классиками отечественного искусства, как братья А. и С. Ткачевы. Пейзаж Е.В. Ромашко далек от претенциозной «парадности», это не парадный портрет русской природы, но образ, представляющий очарование обыденности, неказистые уголки сельской глуши, потаенные сокровища России. Вместе с тем это образы, порождающие тонкое лирическое и эмоциональное переживание жизни природы, наполненной переменчивым состоянием, о котором так метко сказал Констебл: пейзаж, в пространстве которого «свет и тень никогда не стоят на месте». Все находится в движении, меняясь на глазах зрителя – воздух наполнен влагой и рябь на воде мерцает сотнями бликов, движение, выраженное градациями цвета в сочетании с изображением подвижных, скользящих теней. Прихотливая жизнь неба и бескрайние горизонты уводящей нас в даль дороги… («Соловки», 2008; «Жаркое лето», 2012; «Русская земля», 2012; «Осень на острове Русский», 2013). Особенно замечательны зимние пейзажи Евгения Викторовича, которые, как это ни удивительно, также связаны с пленэрами. В этих работах мастер находит исключительный эмоциональный колорит, отождествляющийся с красками и образами зимы и ранней весны. В этих пейзажах – богатство оттенков настроения, бесконечные вариации цвета и сложная игра света, проявляющиеся в сочной, импровизационной живописи. Сама живописная поверхность, ее пористая, взрыхленная фактура, будто бы имитируют снежный покров, расцветающий мириадами пестрых теней в сияющих лучах солнца («Запахло весной», 2010; «Морозный день», 2012; «Приморозило», 2013; «Старые дома в Выльгорте», 2013). Пейзажи, отражающие реальность, всегда были невелики по размеру. Они редко выходили за пределы пространства, которое можно охватить одним взглядом. Здесь внимание художника смещено от прямой фиксации вещей к впечатлениям («Мамин сад зацвел», 2010; «Солнечный этюд», 2011; «Важгорт. Потеплело», 2013). Облако розовых светолюбивых цветов, вспыхнувших в лучах солнца на фоне темной лесной чащи, передает неуловимую прелесть быстротечного полдня в самом зените лета («Иван-чай зацвел», 2010). В этой подвижной красочной стихии проступают уверенная конструкция рисунка, рафинированная гармония композиционных построений и эффектные контрасты «кадрировки». Новые яркие впечатления принес художник из недавней поездки в Приморский край - время осеннего «цветения» природы, восторженный взгляд на Владивосток, предстающий в полотнах мастера одним из важнейших центров нашей земли. Целый ряд пейзажных этюдов пронизан острой патетической динамикой и способен выдержать любое увеличение подобно фреске или эпической поэме. В их числе полотно «Новый мост во Владивостоке» (2013): мощные скульптурные опоры, динамичные линии, ритмы и абстрактная регулярность конструкции – в выразительном силуэте моста, соединяющего берега залива Золотой Рог. Сияющие в лучах солнца пилоны подобны вратам, ведущим к порогу обновленного мира. Стремительно летящее вдаль дорожное полотно – не просто топографическая фиксация, но наполненный глубоким смыслом художественный образ: это путь новой России, устремленной в будущее. Неслучайно, знаменитые мосты соединяют Владивосток и остров Русский, лежащий вдали от безопасных закрытых бухт – остров воинской славы, рубеж обороны, превратившийся в наши дни в оплот науки, просвещения, искусства, самых высоких идеалов и чаяний нашего народа. Глубокие живописные заливы и разбросанные у берегов скалы, бездна океана и вершины сопок, отороченные тайгой – необычный «вертикальный» ландшафт Владивостока – города, развивающегося ввысь и вширь – к просторам, уводящим взгляд за пределы безбрежного горизонта. Характер этого края передан не только колористически, но и пластически – энергией крупных размашистых мазков, пастозной лепкой поверхности холста. Кажется, будто пейзаж воплощает созидательный дух эпохи, преобразившей восточные рубежи нашей страны. Острые ароматы океанского бриза и дальневосточной тайги переданные кончиком кисти, ясно ощущаются в пейзажном образе, обостряют переживания и эмоции зрителя в большой серии приморских этюдов. В пейзажах Евгения Викторовича Ромашко, как на огромной географической карте, соединилась вся Россия, от самых дальних западных рубежей – берегов Балтийского моря и твердынь Древней Руси – Новгорода и Пскова, до ее далеких восточных пределов, тихоокеанского побережья. Это удивительная страна, замечательная редким многообразием культур и ландшафтов, соединивших Европу и Азию – с ее эпическим прошлым и взглядом, устремленным в будущее. Заведующий кафедрой Истории искусства МГХПА им. С.Г. Строганова | |
| |